Характеристика отрасли связи за 2015 год

Анализ состояния отрасли связи во Владимирской области в 2015 году и основных направлений ее развития 

1. Совершенствование законодательства, регулирующего деятельность в сфере оказания услуг связи

В течение 2015 года продолжалось совершенствование отраслевого законодательства, направленное на повышение качества и доступности услуг связи. Постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2015 года № 312 «О внесении изменений в Правила государственного регулирования тарифов на универсальные услуги связи» установлены предельные максимальные тарифы на универсальные услуги связи, виды тарифных планов и порядок определения перечня информационных ресурсов, в том числе сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сеть «Интернет»), доступ абонентов к которым не учитывается в объеме оказанных услуг связи.

Предельный максимальный тариф на 1 минуту местного телефонного соединения с использованием таксофона, многофункционального устройства, информационного киоска (инфомата) и аналогичного устройства определяется равным предельному максимальному уровню тарифа на предоставление 1 минуты местного телефонного соединения для абонентов - граждан, использующих услуги телефонной связи для личных, семейных, домашних и других нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, при тарифном плане с повременной системой оплаты, установленному Федеральной службой по тарифам на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Предельный максимальный тариф на 1 минуту внутризонового телефонного соединения с использованием таксофона, многофункционального устройства, информационного киоска (инфомата) и аналогичного устройства определяется равным минимальному из предельных максимальных уровней тарифов на предоставление 1 минуты внутризонового телефонного соединения абоненту (пользователю), установленных Федеральной службой по тарифам на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

При оказании услуг по передаче данных и предоставлению доступа к сети «Интернет» с использованием средств коллективного доступа без использования пользовательского оборудования абонента предельный максимальный тариф на 1 минуту соединения по сети передачи данных (сеанса связи) определяется равным предельному максимальному уровню тарифа на предоставление 1 минуты местного телефонного соединения для абонентов - граждан, использующих услуги телефонной связи для личных, семейных, домашних и других нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, при тарифном плане с повременной системой оплаты, установленному Федеральной службой по тарифам в субъекте Российской Федерации. При этом предельный максимальный тариф на 1 мегабайт информации устанавливается Федеральным агентством связи.

Предельный максимальный тариф на период времени, равный 1 суткам, в течение которого пользователь универсальными услугами связи имеет возможность доступа к услугам связи по передаче данных и предоставлению доступа к сети «Интернет» с использованием точек доступа, равен 1,5 рубля, на период времени, равный 1 месяцу, – 45 рублям.

Для услуг по передаче данных и предоставлению доступа к сети «Интернет» с использованием средств коллективного доступа без использования пользовательского оборудования абонента установлены следующие тарифные планы:

- тарифный план с единицей тарификации универсальных услуг связи, равной 1 минуте соединения по сети передачи данных (сеанса связи);

- тарифный план с единицей тарификации универсальных услуг связи, равной 1 мегабайту информации (при наличии у оператора универсального обслуживания технической возможности учета объема оказанных услуг связи по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с использованием средств коллективного доступа без использования пользовательского оборудования абонента).

Для услуг по передаче данных и предоставлению доступа к сети «Интернет» с использованием точек доступа установлены следующие тарифные планы:

- тарифный план с расчетным периодом, равным 1 суткам, предусматривающий ежедневную тарификацию и включающий неограниченный объем входящего трафика в сутки;

- тарифный план с расчетным периодом, равным 1 месяцу, предусматривающий ежемесячную тарификацию и включающий неограниченный объем входящего трафика в месяц.

Оператор универсального обслуживания самостоятельно устанавливает тарифы на универсальные услуги связи на уровне, не превышающем установленные предельные максимальные тарифы на универсальные услуги связи.

Перечень информационных ресурсов, в том числе сайтов в сети «Интернет», доступ абонентов к которым не учитывается в объеме оказанных услуг связи, определяет Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации приняло пакет приказов, обеспечивающих возможность построения сетей связи с применением технологии передачи пакетов информации на основе подсистемы передачи мультимедийных сообщений IMS (IP Multimedia Subsystem). Технология IMS позволяет использовать расширенный набор современных и перспективных телекоммуникационных услуг в сетях фиксированной и мобильной связи, в частности, внедрить услугу голосовой связи в сетях четвертого поколения VoLTE (Voice over LTE). Вместе с тем, она полностью обеспечивает взаимодействие с внешними сетями традиционной телефонии как для фиксированной, так и для мобильной связи и позволяет сократить затраты операторов на строительство телекоммуникационной инфраструктуры.

С 1 октября 2015 года операторы получили возможность совместно использовать радиочастотный спектр для развития сетей связи стандарта LTE. Государственная комиссия по радиочастотам (ГКРЧ) выделила полосы радиочастот для их совместного использования радиоэлектронными средствами подвижной радиотелефонной связи в следующих диапазонах: 791–820 МГц и 832–861 МГц, 890–915 МГц и 935–960 МГц, 1710–1785 МГц и 1805–1880 МГц, 2570–2620 МГц, 2500–2570 МГц и 2620–2690 МГц. Предполагается, что указанное нововведение совместно со вступившим в силу в конце 2014 года разрешением компаниям мобильной связи совместно использовать инфраструктуру связи позволят операторам снижать стоимость развертывания и эксплуатации сетей связи, повышать качество и доступность услуг связи.

В 2015 году в России прошел первый в истории страны электронный аукцион на радиочастоты. На нем было разыграно 10 лотов в диапазонах 1710 -1785 МГц и 1805 – 1880 МГц на территории девяти субъектов Российской Федерации. В аукционе приняли участие только операторы «большой четверки». Регулятор и крупнейшие операторы позитивно оценили результаты торгов. Есть все предпосылки к тому, что формат аукциона приживется, и в дальнейшем в торгах смогут принять участие и региональные операторы связи. Существует вероятность, что открытые аукционы могут заинтересовать и больших зарубежных операторов.

Приказом Минкомсвязи России от 10 апреля 2015 года № 105 утверждена «Концепция развития почтовой связи в Российской Федерации на период до 2020 года». Концепция включает оценку текущего состояния и основных тенденций на рынке услуг почтовой связи, принципы и задачи государственного регулирования, осуществление которых необходимо для дальнейшего развития почтовой связи. Документ предусматривает механизмы реализации положений концепции и ключевые показатели оценки эффективности развития почтовой связи.

Целью реализации государственной политики в сфере почтовой связи является обеспечение доступных и качественных услуг почтовой связи на всей территории Российской Федерации. Для достижения данной цели необходимо решить задачи, связанные с определением границ рынка услуг почтовой связи, совершенствованием механизмов лицензирования деятельности в области почтовой связи, обеспечением недискриминационного доступа к услугам назначенного оператора почтовой связи, определением перечня основных услуг почтовой связи и механизмов их регулирования, определением мер государственной поддержки назначенного оператора почтовой связи, кадровым обеспечением почтовой связи, развитием и внедрение современных электронных технологий в области почтовой связи. Кроме того, повышению качества и доступности услуг почтовой связи будет способствовать развитие конкуренции на рынке услуг почтовой связи. Реализация концепции требует совершенствования законодательной базы, в первую очередь принятия нового федерального закона «О почтовой связи».

Изменения законодательства произошли и в сфере телерадиовещания. В соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 257-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» и Федеральный закон «О связи» расширен список бесплатных каналов, обязательных для распространения во всех средах вещания (за исключением проводного радиовещания). К обязательным общедоступным телеканалам и (или) радиоканалам отнесены общероссийские обязательные общедоступные телеканалы и радиоканалы, перечень которых утверждает Президент Российской Федерации, и телеканалы, получившие право на осуществление эфирного цифрового наземного вещания с использованием позиций в мультиплексах на всей территории Российской Федерации. Ранее право бесплатного распространения было закреплено лишь за десятью каналами первого мультиплекса.

В перечень лицензионных условий, вносимых в лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания (за исключением услуг связи для целей проводного радиовещания), если указанная деятельность осуществляется на основании договоров с абонентами, вне зависимости от используемых сетей связи включаются условия о трансляции обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов без заключения договоров и взимания платы с вещателей таких каналов, а также без взимания платы с абонентов за право просмотра и (или) прослушивания таких телеканалов и (или) радиоканалов.

Последовательность позиций общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов определяется Президентом Российской Федерации (с 1-й позиции по 10-ю позицию для телеканалов и с 1-й позиции по 3-ю позицию для радиоканалов), а для иных обязательных общедоступных телеканалов – по результатам проведения торгов на право осуществления эфирного цифрового наземного вещания с использованием позиций в мультиплексах на всей территории Российской Федерации (с 11-й позиции по 20-ю позицию для телеканалов).

Таким образом операторы связи обязаны распространять на бесплатной основе 20 телеканалов первого и второго мультиплексов и первые 20 позиций в пакетах телеканалов отводить данным телеканалам. Указанные изменения законодательства при снижении реальных доходов населения и повсеместном запуске эфирного цифрового вещания 20 телеканалов первого и второго мультиплексов могут вызвать отток абонентов платного телевидения и поставить в сложные условия операторов кабельного и спутникового телевещания.

Для трансляции обязательных общедоступных телеканалов операторы кабельного и спутникового телевещания обязаны обеспечить присоединение к сети связи ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» (ФГУП «РТРС»). Однако существующий механизм присоединения требует от них существенных затрат, так как им необходимо построить либо арендовать линию связи до точки присоединения, потом платить за обслуживание этой линии и пропуск трафика. Операторы кабельного и спутникового телевещания видят противоречие в том, что они обязаны по закону бесплатно доставлять сигнал общедоступных телеканалов двух мультиплексов пользователям и при этом должны оплачивать затраты по присоединению к сети связи ФГУП «РТРС» для оказания этой бесплатной услуги.

2. Общее состояние отрасли связи региона

В 2015 году макроэкономическая ситуация и колебания курсов валют осложнили ситуацию в отрасли связи по сравнению с предыдущими годами. Тем не менее существенного спада на рынке услуг связи региона не произошло. По информации Владимирстата в 2015 году доходы организаций от услуг связи составили 10064,2 млн. рублей, что в фактически действовавших ценах составило 99,9% от уровня 2014 года. Объем платных услуг связи населению составил 10294,3 млн. рублей или 97% по отношению к 2014 году. По данным раздела «Открытые данные» официального сайта Минкомсвязи России аналогичные показатели в масштабах Российской Федерации составили соответственно 101,1% и 97,7%.

Повышение в 2014 году тарифов на услуги связи, формирующие основную долю доходов операторов связи, привело к оттоку абонентов и уменьшению выручки на одного абонента. Поэтому в 2015 году операторы связи стоимость наиболее массовых услуг не повышали. Интегральный индекс тарифов на услуги связи в декабре 2015 году составил 99,9% по отношению к декабрю 2014 года.

Динамика изменения индекса тарифов на услуги связи

Показатель

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

Индекс тарифов на услуги связи, %

99,8

98,9

98,2

99,6

103,2

99,9

В 2015 году не изменились тарифы на междугородную телефонную связь, выросли – на почтовую, телеграфную и местную телефонную связь. При этом необходимо отметить, что тарифы на почтовую и телефонную связь регулировались государством.

Изменение индексов тарифов по основным видам услуг связи

Наименование услуг связи

Индексы тарифов, %

декабрь 2014/ декабрь 2013

декабрь 2015/ декабрь 2014

МЕСТНАЯ ТЕЛЕФОННАЯ СВЯЗЬ

100,0

102,9

Абонентская плата за неограниченный объем местных телефонных соединений

100,0

102,9

Тариф на предоставление абоненту в постоянное пользование абонентской линии

100,0

100,0

Тариф за одну минуту местного телефонного соединения при повременной системе оплаты

100,0

110,5

Абонентская плата при комбинированной системе оплаты услуг местной телефонной связи

100,0

103,3

МЕЖДУГОРОДНАЯ ТЕЛЕФОННАЯ СВЯЗЬ

(предоставление междугородных телефонных соединений)

100,0

100,0

ТЕЛЕГРАФНАЯ СВЯЗЬ

(отправка телеграммы обыкновенной внутренней)

105,5

107,4

ПОДВИЖНАЯ РАДИОТЕЛЕФОННАЯ СВЯЗЬ

105,4

98,3

Предоставление местного соединения

104,8

97,7

Плата за исходящее SMS-сообщение

107,7

100,0

УСЛУГИ ПО ПОДКЛЮЧЕНИЮ К ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ»

102,7

97,8

Абонентская плата за доступ к сети «Интернет»

102,0

96,9

Абонентская плата за мобильный доступ к сети «Интернет»

104,4

100,0

ПРОВОДНОЕ РАДИОВЕЩАНИЕ (абонентская плата за радиотрансляционную точку)

105,0

104,8

ПОЧТОВАЯ СВЯЗЬ (пересылка простого письма)

105,3

113,3

По информации Управления Роскомнадзора по Владимирской области к концу 2015 года услуги связи на территории региона оказывали 138 операторов связи на основании 345 лицензий.

Динамика изменения количества участников на рынке услуг связи региона

Показатель

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

Количество операторов, оказывающих услуги связи на территории области

170

171

167

175

150

138

Количество лицензий, по которым оказываются услуги связи на территории области

326

323

352

376

385

345

Приведенные данные подтверждают сложившиеся в отрасли связи тенденции конвергенции телекоммуникационных сетей, формирования крупных универсальных операторов связи и поглощения ведущими игроками на рынке услуг связи небольших региональных операторов. Уход с рынка небольших региональных операторов связи является также следствием ухудшающейся экономической ситуации, связанной с падением курса рубля, ростом цен на оборудование и прочих издержек.

3. Электросвязь

3.1. Фиксированная электросвязь

В сегменте фиксированной электросвязи операторы оказывают услуги телефонной связи, телеграфной связи, передачи данных и телематические услуги связи.

К концу 2015 года услуги местной телефонной связи на территории области оказывал 31 оператор связи (в 2014 году – 32). Общая монтированная емкость местных сетей фиксированной телефонной связи незначительно уменьшилась и составила 438 тысяч номеров (в 2014 году – 447 тысяч номеров). Наметилась тенденция отказа пользователей от услуг фиксированной телефонной связи в пользу мобильной связи либо IP-телефонии по причине наличия в составе абонентской платы за проводной телефон постоянной составляющей – платы за предоставление абонентской линии.

Существенное положение в сегменте фиксированной телефонной связи на территории региона в 2015 году сохранил Филиал во Владимирской и Ивановской областях ПАО «Ростелеком». Общая монтированная емкость сетей местной телефонной связи оператора к концу года составила 384,2 тысяч номеров (в 2014 году – 383,5 тысяч номеров). Незначительный рост общей емкости достигнут, в основном, за счет телефонизации новостроек в городах. Вкладывать средства в развитие проводных телефонных сетей в сельской местности оператору не выгодно.

Услуги внутризоновой телефонной связи на территории Владимирской области в 2015 году оказывали 2 оператора, междугородной и международной телефонной связи – 9 операторов. Существенных изменений на этом рынке не произошло. Доминирующее положение в указанном сегменте услуг связи занимало ПАО «Ростелеком».

Услуги телеграфной связи в регионе оказывал один оператор связи – ПАО «Ростелеком». На территории региона имелось 32 пункта оказания услуг телеграфной связи.

Приведенные данные свидетельствуют о том, что на рынке фиксированной телефонной связи и телеграфной связи наблюдается стагнация. Эти услуги постепенно замещаются мобильной связью и передачей данных.

Услуги связи по передаче данных и телематические услуги связи в истекшем году продолжали оставаться драйвером развития отрасли. Всего к концу 2015 года услуги широкополосного доступа к сети «Интернет» во Владимирской области предоставлял 61 оператор связи (в 2014 году - 62 оператора связи).

В 2015 году существенное положение на рынке услуг фиксированного широкополосного доступа в регионе сохранял Филиал во Владимирской и Ивановской областях ПАО «Ростелеком». Телематические услуги связи предоставлялись с использованием технологий xDSL, FTTx и WiMAX.

Количество узлов фиксированного широкополосного доступа 8853, общее количество портов фиксированного широкополосного доступа 296082, в том числе по технологии xDSL – 102828 (34,7%), FTTx – 192754 (65,1%), WiMAX – 500 (0,2%).

В истекшем году увеличилось количество пользователей услугами фиксированной электросвязи от макрорегионального филиала «Верхневолжский» ЗАО «Компания ТрансТелеКом» (ТТК-Нижний Новгород). ТТК-Нижний Новгород оказывает услугиширокополосного доступа к сети «Интернет» в гг. Владимире, Коврове и Муроме, услуги телефонной связи в г. Муроме и услуги кабельного телевидения в г. Владимире. По итогам 2015 года лидером по росту абонентской базы стал г. Ковров (49%). Наибольшее значение показателя проникновения услуг связи ТТК-Нижний Новгород достигнуто в г. Муроме (56% домохозяйств).

Абонентская база ПАО «МТС» в сегменте фиксированной электросвязи в прошедшем году пополнялась, в основном, за счет перетока абонентов от других операторов, которых привлекли пакетные и ценовые предложения оператора.

Итоги 2015 года свидетельствуют о замедлении строительства сетей фиксированной электросвязи на территории региона. В городах усилилась конкуренция между крупными операторами, борьба за повышение лояльности существующих абонентов с использованием акционных и пакетных предложений.

В сельскую местность волоконно-оптические линии связи прокладываются, в основном, в рамках реализации универсальных услуг связи.

3.2. Универсальные услуги связи

В 2015 году продолжены работы второго этапа развития системы оказания универсальных услуг связи. В соответствии с контрактом об условиях оказания универсальных услуг связи между Федеральным агентством связи (Россвязь) и ПАО «Ростелеком» компания должна обеспечить функционирование всех ранее установленных таксофонов и пунктов коллективного доступа, а также построить волоконно-оптические линии связи и обеспечить до конца 2018 года точками доступа к сети «Интернет» со скоростью передачи данных не менее 10 Мбит/с населенные пункты с численностью жителей от 250 до 500 человек.

Во Владимирской области установлено 2318 таксофонов универсального обслуживания. По информации Филиала во Владимирской и Ивановской областях ПАО «Ростелеком» универсальные услуги связи с использованием таксофонов на территории региона в истекшем году оставались востребованными.

Динамика изменения показателей использования таксофонов универсальных услуг связи на территории региона

Показатель

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

Средняя исходящая нагрузка на один таксофон в год, минут

84

57

44

43

41

47,7

Доля в исходящей нагрузке обращений граждан в экстренные оперативные службы, %

78

83

91

93

94

30

Средняя входящая нагрузка на один таксофон в год, минут

24

17

5,4

0

5

137,2

Количество реализованных в регионе за год карт оплаты универсальных услуг связи, штук

2762

1519

716

472

357

330

 

Универсальные услуги по передаче данных и предоставлению доступа к сети «Интернет» с использованием средств коллективного доступа на территории Владимирской области оказывались в 111 пунктах. Для обеспечения функционирования средств коллективного доступа ПАО «Ростелеком» 1 июля 2015 года заключило договор с ОАО «Красноярское конструкторское бюро «Искра».

В соответствии с контрактом об условиях оказания универсальных услуг связи между Федеральным агентством связи и ПАО «Ростелеком» во Владимирской области до конца 2018 года оператор должен построить волоконно-оптические линии связи и обеспечить точками доступа к сети «Интернет» 158 населенных пунктов с численностью жителей от 250 до 500 человек.

В целях придания ускорения процессу ликвидации в регионе «цифрового неравенства» администрация области заключила с ПАО «Ростелеком» соглашение о совместной деятельности в сфере реализации инвестиционных проектов на территории Владимирской области № 125 от 29.07.2015.

В 2015 году реализация проекта устранения цифрового неравенства осуществлялась ПАО «Ростелеком» с опережением плана-графика. К концу года Филиал во Владимирской и Ивановской областях ПАО «Ростелеком» создал точки доступа к сети «Интернет» в 103-х населенных пунктах области, в том числе в 99-ти – по программе развития универсальных услуг связи. Вместе с тем технические характеристики точек доступа с использованием технологии Wi-Fi, в первую очередь радиус действия, не обеспечивают удовлетворение потребностей всех жителей населенных пунктов, в которых такие точки созданы. Это вызвало жалобы жителей области.

На официальном сайте ПАО «Ростелеком» www.rt.ru создан специальный раздел «Wi-Fi в сельской местности», в котором размещена информация о порядке регистрации (авторизации), идентификации пользователя и пользования услугами доступа к сети «Интернет», о тарифах и порядке оплаты, о номере телефона поддержки пользователей 8-800-301-00-35, а также перечень сайтов, утвержденный Минкомсвязью России, доступ к которым предоставляется бесплатно. Адреса официальных сайтов органов государственной власти Владимирской области в указанный перечень в 2015 году включены не были.

3.3. Подвижная электросвязь

На территории Владимирской области к концу 2015 года услуги подвижной радиотелефонной связи в сети связи общего пользования оказывали 6 операторов (в 2014 – 8).

В сегменте мобильной связи в прошедшем году продолжался рост доли передачи данных в результате развития сетей 3G, увеличения покрытия сетей LTE и роста проникновения смартфонов, в том числе с поддержкой сетей четвертого поколения.

В целях сокращения административных издержек ряд федеральных компаний мобильной связи провели в прошедшем году реорганизацию, затронувшую региональные филиалы и операционные компании.

Оператор связи «Tele2 Россия» в ходе реорганизации переименовал свою структуру «Управляющая компания Т2 Рус» в «Т2 Мобайл», присоединил к новой структуре региональные операционные компании холдинга и бывшие активы «Ростелекома», вошедшие в «Tele2 Россия» в ходе создания совместного предприятия. В результате прекратили существование ЗАО «Астарта» и ЗАО «Скай Линк», ранее осуществлявшие деятельность на территории региона.

ПАО «ВымпелКом» изменил региональную структуру в европейской части России. Компания упразднила Центральный регион, разделив входившие в него филиалы между Московским, переименованным в «Большую Москву», и Северо-Западным, преобразованным в «Запад», регионами. Владимирский филиал ПАО «ВымпелКом» включен в регион «Большая Москва».

В целях повышения качества связи операторы проводили локальную модернизацию сетей мобильной связи.

Владимирский филиал ООО «Т2 Мобайл» (оператор мобильной связи Tele2) провел модернизацию сети в г. Владимире и поселке Мелехово Ковровского района. Технические специалисты Tele2 оптимизировали работу ряда базовых станций, установили на базовые станции дополнительное оборудование, что позволило значительно улучшить качество сигнала и увеличить пропускную способность каналов связи в местах с наиболее высоким трафиком. Особое внимание специалисты Tele2 уделили районам Владимира, где ведется активное строительство жилых комплексов, спальным районам и центральной части города.

В прошедшем году оператор Tele2 выполнил основные работы по строительству сети 3G во Владимирской области. Специалисты Tele2 модернизировали центр коммутации, построили базовые станции и установили дополнительное оборудование, приступили к тестированию и наладке оборудования.

Приоритетными направлениями работы оператора Tele2 в регионе на среднесрочную перспективу являются запуск сети третьего поколения и расширение зоны покрытия.

В сетях LTE на территории региона услуги связи оказывали следующие операторы: ПАО «МегаФон» (гг. Владимир, Александров, Гусь-Хрустальный, Ковров, Муром), ООО «Йота» (гг. Владимир, Ковров, Муром), ПАО «МТС» (гг. Владимир, Гусь-Хрустальный, Ковров, Муром), ПАО «ВымпелКом» (г. Владимир) и ООО «Скартел» (гг. Владимир, Ковров, Муром).

Вместе с тем действующие на территории региона сети мобильной связи третьего и четвертого поколений обеспечивают достаточно высокие скорости доступа в силу недостаточно высокого проникновения абонентских устройств, поддерживающих доступ к сетям 3G и 4G. По мере роста количества абонентских устройств с поддержкой 3G и (или) 4G для обеспечения высоких значений характеристик сетей операторы будут вынуждены приобретать дополнительный частотный ресурс и внедрять технологии объединения полос спектра частот из разных диапазонов.

3.4. Телерадиовещание

По данным Минкомсвязи России в 2015 году доля эфирного ТВ в стране составляла 36%, спутникового телевидения - 31%, кабельного телевидения - 33%. Так как Владимирская область характеризуется высоким уровнем урбанизации, можно предположить, что доля кабельного телевидения в регионе больше общероссийской, а спутникового – меньше.

В 2015 году продлен срок реализации и утверждена новая редакция федеральной целевой программы «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2018 годы». Владимирская область отнесена к числу регионов третьей очереди создания сетей цифрового эфирного телерадиовещания (2011 - 2016 годы).

К концу года во Владимирской области первый мультиплекс в стандарте DVB-T2 (пакет телерадиоканалов РТРС-1) транслировали 16 радиотелевизионных станций. Около 85% населения области получило возможность принимать пакет телерадиоканалов РТРС-1.

Вместе с тем региональное телерадиовещание в пакете РТРС-1 (региональные врезки на телеканалах «Россия-1», «Россия-24» и на радиоканале «Радио России») отсутствует. Порядок регионализации первого мультиплекса телерадиоканалов должны определить вещатель ФГУП «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания» и оператор связи ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть».

По мере отключения отдельных каналов аналогового вещания и высвобождения частотного ресурса на базе инженерной инфраструктуры сети первого мультиплекса ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» создает сеть цифрового эфирного вещания телеканалов 2-го мультиплекса. К концу года второй мультиплекс (пакет телеканалов РТРС-2) во Владимирской области транслировали 3 объекта в гг. Александрове, Муроме и д. Быково Судогодского района. Доля населения области, имеющего возможность принимать 20 телеканалов в цифровом формате (пакеты РТРС-1 и РТРС-2) составляет 69%.

В соответствии с частотно-территориальным планом и рабочим проектом сеть цифрового эфирного наземного телерадиовещания региона должна состоять из 24-х радиотелевизионных станций. В соответствии с программой в 2016 году ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» предстоит завершить строительство 8 радиотелевизионных станций в д. Тириброво Александровского района, п. Мезиновский Гусь-Хрустального района, г. Кольчугино, г. Меленки, д. Волосово Петушинского района, п. Красная Горбатка, с. Березники и д. Фетинино Собинского района.

Для проведения информационно-разъяснительной кампании среди жителей региона во Владимирском ОРТПЦ функционирует Центр консультационной поддержки населения, который находится по адресу: г. Владимир, ул. Музейная, д. 7. Контактные данные центра: тел. (4922) 32-39-10, e-mail: ckp_vladimir@rtrn.ru .

В истекшем году параллельно с развитием цифрового телерадиовещания продолжалось эфирное вещание в аналоговом режиме. Услуги связи для целей эфирного вещания во Владимирской области оказывали 45 операторов (в 2014 году – 55). К концу года в регионе функционировали 67 передатчиков телевещания и 100 передатчиков радиовещания.

Сеть аналогового телевещания Владимирского ОРТПЦ к концу года включала 48 передатчиков (в 2015 году - 50 передатчиков). В 2015 году по решению ФГУП «ВГТРК» Владимирский ОРТПЦ прекратил трансляцию в аналоговом режиме телеканалов «Россия-2» и «Россия-Культура» в г. Вязники.

Услуги связи для целей кабельного вещания к концу 2015 года на территории Владимирской области оказывали 45 операторов (в 2014 году – 44 оператора), обеспечивающие функционирование 53 сетей кабельного вещания.

В 2015 году на рынок непосредственного спутникового телевещания вышла компания МТС, которая приняла абонентов сети «Радуга ТВ». Это первый в России пример прихода в сектор непосредственного спутникового телевещания крупного многопрофильного оператора. Если опыт МТС будет успешным и развитие рынка пойдет по этому пути, то другие участники «большой четверки» также могут задуматься о приобретении операторов непосредственного спутникового телевещания. Уже в 2016 году может состояться поглощение таких операторов, как «Орион Экспресс», «НТВ-Плюс» или «Триколор ТВ», со стороны операторов мобильной связи.

В 2015 году продолжилась сложившаяся в последние годы тенденция свертывания регионального рынка проводного радиовещания.

Услуги проводного радиовещания в г. Владимире оказывал филиал ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» «Владимирский областной радиотелевизионный передающий центр» (далее – Владимирский ОРТПЦ), в районах области - Филиал во Владимирской и Ивановской областях ПАО «Ростелеком», на территории ЗАТО г. Радужный – ОАО «Городской узел связи г. Радужный». Абонентская база проводного радиовещания указанных операторов уменьшилась. Количество абонентов центральной станции проводного радиовещания Владимирского ОРТПЦ в г. Владимире к концу года составило 21850, что на 7,4% меньше, чем в 2014 году. Количество абонентов проводного радиовещания Филиала во Владимирской и Ивановской областях ПАО «Ростелеком» сократилось по сравнению с предыдущим годом на 23% и  составило 4 тысячи. При этом «Ростелеком» продолжал эксплуатировать 14 узлов проводного радиовещания.

Сокращению абонентской базы проводного радиовещания способствовало повышение операторами связи тарифов на данную услугу. Макрорегиональный филиал «Центр» ПАО «Ростелеком» с 1 января 2015 года повысил тариф на услуги проводного радиовещания во Владимирской области со 137 рублей до 205 рублей в месяц. ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» с 1 июля 2015 года повысило тариф для абонентов проводного радиовещания города Владимира с 42 рублей до 44 рублей в месяц. Представители компаний объясняли повышение тарифов тем, что абонентская база постоянно сокращается, а затраты на содержание сетей проводного радиовещания не уменьшаются, поэтому их приходится распределять на меньшее количество пользователей. Кроме того, услуги проводного радиовещания не субсидируются государством.

В связи с развитием мультисервисных сетей связи операторы не инвестируют в модернизацию сетей проводного радиовещания. Поэтому услуга проводного радиовещания постепенно уходит с телекоммуникационного рынка региона.

4. Почтовая связь

Услуги почтовой связи на территории Владимирской области в 2015 году оказывали 8 операторов связи (в 2014 году – 9). Основным оператором общедоступной почтовой связи в регионе оставалось ФГУП «Почта России».

ФГУП «Почта России» продолжило курс на выработку новой модели обслуживания клиентов и внедрение лучших мировых практик. В сентябре 2015 года запущен новый сайт «Почты России» pochta.ru. В отличие от предыдущего, новый сайт является не информационным, а сервисным и предоставляет быстрый доступ к основным почтовым услугам – отправке писем, открыток, посылок и денежных переводов.

На портале pochta.ru можно рассчитать стоимость услуг, заказать курьерскую доставку отправлений и заранее заполнить почтовые бланки. Пользователи также могут отслеживать свои письма и посылки с помощью онлайн-трекинга, автоматически получать уведомления об изменении их статуса непосредственно в личный кабинет. На сайте также реализован сервис онлайн-консультаций.

Кроме того, ФГУП «Почта России» стало оказывать услугу по доставке мелких пакетов весом до 2 кг на дом. Стоимость услуги составляет 100 рублей.  Для удобства и безопасности отправлений, услуга оформляется по звонку из почтового отделения на номер получателя, указанный в отправлении. Оформить доставку на дом получатель может и самостоятельно, позвонив в отделение почтовой связи по телефону, указанному в извещении. Вручение почтовых отправлений производится в согласованное с получателем рабочее время почтальона по адресу, указанному на отправлении и при предъявлении получателем документа, удостоверяющего личность.

Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и ФГУП «Почта России» совместно с Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службой судебных приставов подготовили нормативную базу для внедрения электронной почтовой системы. В конце 2015 года пилотный проект по доставке гражданам юридически значимых уведомлений в электронном виде через единый портал государственных и муниципальных услуг gosuslugi.ru либо через личный кабинет на сайте «Почты России» zakaznoe.pochta.ru запущен в Московской области. Планируется, что доставка электронных юридически значимых уведомлений заработает в других регионах России в 2016 году.

В качестве одного из источников развития ФГУП «Почта России» рассматривает интернет-торговлю. Доля интернет-торговли в общем объеме российского ритейла в 2015 году составила 4%, в то время как в странах Западной Европы, например, она достигает 12%. Поэтому руководство ФГУП «Почта России» прогнозирует увеличение доли электронной торговли и планирует нарастить свою долю на рынке услуг доставки.

Вместе с тем принимаемые руководством ФГУП «Почта России» меры не оказали существенного влияния на решение системных проблем функционирования федеральной почтовой связи в регионе.

Управление федеральной почтовой связи Владимирской области – филиал ФГУП «Почта России» (далее – УФПС) включало 9 обособленных подразделений (8 почтамтов и автобазу) и 415 действующих отделений почтовой связи, из них 271 – в сельской местности. Пятью передвижными отделениями почтовой связи обслуживались жители 27 сельских населенных пунктов, в которых ранее действовали стационарные фронт-офисы.

Отделения федеральной почтовой связи оказывали услуги по пересылке и доставке почтовых отправлений, распространению печатных изданий по подписке, финансовые и информационные услуги, а также осуществляли розничную торговлю. Доставка письменной корреспонденции и периодических печатных изданий производились в городе Владимире ежедневно, в районных центрах области – 6 раз в неделю, в сельской местности – от 3 до 5 раз в неделю.

Экономическая ситуация не позволила УФПС продолжить в 2015 году модернизацию инфраструктуры. Реконструкция отделений почтовой связи в соответствии с фирменным стилем не проводилась.

В течение всего года от 7 до 9 процентов отделений почтовой связи работали по сокращенному графику из-за проблем в комплектовании кадрами.

На территории региона действовало 77 почтовых маршрутов, общая протяженность которых составляла 15,3 тысяч километров. Деятельность УФПС обеспечивали 104 единицы специального автотранспорта.

Показатели деятельности УФПС в 2015 году по отношению к 2014 году составили:

- пересылка исходящей письменной корреспонденции - 100,8%;

- доставка и вручение входящей письменной корреспонденции - 94,8%;

- доставка периодических печатных изданий - 74%;

- прием коммунальных и прочих платежей - 101%.

Приведенные показатели свидетельствуют о том, что ситуация на рынке почтовой связи региона стабилизировалась. Однако стабилизация произошла на низком уровне объема оказываемых УФПС услуг, что не позволяет продолжить модернизацию инфраструктуры федеральной почтовой связи в регионе, улучшить условия и повысить размер оплаты труда работников отрасли и, в конечном итоге, повысить качество почтового обслуживания населения области.

Иные операторы почтовой связи предоставляли в регионе, в основном, услуги экспресс-доставки и имели офисы только в крупных городах области.

Услуги по транспортировке и доставке секретной корреспонденции, продукции военно-промышленного назначения, опасных грузов, ценных бумаг, драгоценностей и предметов искусства, наркосодержащих и психотропных веществ, а также экспресс-доставки отправлений для юридических лиц на территории региона оказывало Управление специальной связи по Владимирской области - филиал ФГУП «Главный центр специальной связи». Филиал размещается в г. Владимире и имеет два отделения специальной связи в городах Коврове и Муроме.

5. Выводы

В 2015 году внесены существенные изменения в законодательство, направленные на улучшение условий деятельности в сфере оказания услуг связи. Первые практические результаты нововведений в законодательстве о связи следует ожидать в 2016 году.

Из-за ослабления рубля темпы строительства сетей снизились. Активное строительство оптико-волоконных линий связи в регионе вело только ПАО «Ростелеком» по программе ликвидации «цифрового неравенства». Иные операторы как фиксированной, так и мобильной связи ограничились точечными инвестициями. Существенное замедление строительства сетей связи возможно и в 2016 году.

Основным направлением развития электросвязи в ближайшей перспективе будет развитие сетей мобильной связи четвертого поколения. Однако замедление строительства сетей LTE и миграция пользователей в эти сети могут привести к ухудшению качества связи и поставить операторов мобильной связи перед необходимостью приобретения дополнительного частотного ресурса и внедрения мультидиапазонных сетей LTE-Advanced.

В 2016 году негативное влияние кризиса усилится: реальные доходы людей продолжат снижаться и они станут пользоваться меньшим количеством услуг. В связи с развитием кризисных тенденций в экономике и возросшей конкуренцией на рынке в стратегии ведущих операторов связи особую актуальность приобретет работа по удержанию абонентов и повышению их лояльности путем вывода на рынок антикризисных продуктов, в первую очередь пакетных и конвергентных.

Строительство сети наземного эфирного цифрового телерадиовещания во Владимирской области в рамках федеральной целевой программы «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2018 годы» остановилось. Несмотря на то, что в соответствии с программой строительство должно быть закончено в 2016 году, перспективы его завершения и запуска регионального телерадиовещания в первом мультиплексе телерадиоканалов остаются неопределенными.

Остаются нерешенными системные проблемы функционирования федеральной почтовой связи в регионе. Модернизация инфраструктуры, повышение квалификации и оплаты труда работников Управления федеральной почтовой связи Владимирской области – филиала ФГУП «Почта России» не проводятся. Сеть отделений почтовой связи в регионе формально сохранена, но фактически наметилась тенденция ее постепенного свертывания в результате сокращения количества дней и часов работы, закрытия стационарных фронт-офисов и перехода на обслуживание жителей сельских населенных пунктов передвижными отделениями.