Характеристика отрасли связи за 2014 год

Анализ

состояния отрасли связи во Владимирской области в 2014 году

и основных направлений ее развития

1. Совершенствование законодательства, регулирующего деятельность

в сфере оказания услуг связи

В 2014 году произошли существенные изменения в нормативно-правовом регулировании деятельности в сфере оказания услуг связи.

27 января 2014 года вступил в силу приказ Минкомсвязи России от 20.11.2013 № 360 «О внесении изменений в российскую систему и план нумерации, утвержденные приказом Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 17 ноября 2006 года № 142», который установил трехзначные номера для вызова экстренных оперативных служб:

«101» - пожарная охрана;

«102» - полиция;

«103» - скорая медицинская помощь;

«104» - аварийная газовая служба.

Цель изменений - создание унифицированной системы коротких номеров вызова экстренных оперативных служб как в фиксированных, так и в мобильных сетях связи. Как известно, принятая по всей стране для фиксированных сетей система двухзначного набора номеров экстренных оперативных служб («01», «02», «03» и «04) не работает в мобильных сетях, которым по техническим условиям необходимы трехзначные номера.

Сроки перехода на новую систему в сетях связи определяются технической готовностью операторов связи. Первыми ввели новую нумерацию экстренных оперативных служб операторы подвижной радиотелефонной связи. Необходимо отметить, что номера «101», «102», «103» и «104» работают только на территории России и при наличии SIM-карты в аппарате. На номер единой службы спасения «112» звонок возможен даже с телефона без SIM-карты, в том числе при нахождении в роуминге в Европе. В сетях фиксированной местной телефонной связи ОАО «Ростелеком» в 2014 году использовалась старая система двухзначной нумерации: «01», «02», «03» и «04».

В 2014 году внесены изменения в Федеральный закон «О связи», направленные на реформирование системы универсального обслуживания и призванные обеспечить население страны равным доступом к современной инфраструктуре универсальных услуг связи. Согласно новой редакции Федерального закона в каждом поселении должно быть установлено не менее чем одно средство коллективного доступа для оказания услуг телефонной связи с обеспечением бесплатного доступа к экстренным оперативным службам. В поселениях с населением не менее чем 500 человек должно быть установлено не менее чем одно средство коллективного доступа для оказания услуг по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» без использования пользовательского оборудования абонента. В населенных пунктах с населением от 250 до 500 человек, в которых установлено средство коллективного доступа для оказания услуг телефонной связи, должна быть установлена не менее чем одна точка доступа, которая должна подключаться с использованием волоконно-оптической линии связи и обеспечивать возможность передачи данных на пользовательское оборудование со скоростью не менее чем 10 мегабит в секунду.

Обязанность по оказанию универсальных услуг связи на всей территории страны возлагается Правительством Российской Федерации на оператора, занимающего существенное положение в сети связи общего пользования на территориях не менее чем две трети субъектов Российской Федерации.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере электросвязи и почтовой связи, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, электросвязи и почтовой связи, массовых коммуникаций и средств массовой информации, заключает с оператором универсального обслуживания договор об условиях оказания универсальных услуг связи на срок 10 лет.

Постановлением Правительства РФ от 01.12.2014 № 1293 внесены изменения в Правила оказания универсальных услуг связи, утвержденные постановлением Правительства РФ от 21.04.2005 № 241 «О мерах по организации оказания универсальных услуг связи». Изменения направлены на повышение качества оказания и уровень доступности универсальных услуг связи.

Так, абонентам, пользующимся средствами коллективного доступа без своего оборудования, должен быть обеспечен доступ к услугам связи со скоростью не менее 256 кбит/с, а до 1 июля 2016 года - не менее 2 Мбит/с. Абонентам, пользующимся точками доступа, должна быть обеспечена возможность передачи данных на пользовательское оборудование абонента со скоростью не менее 10 Мбит/с. Для всех пользователей универсальных услуг связи предусмотрена возможность бесплатного доступа к интернет-сайтам, перечень которых формирует Минкомсвязь России. В этот перечень включаются сайты органов государственной власти, единый портал государственных и муниципальных услуг, сайты средств массовой информации, которые осуществляют официальное опубликование федеральных законов, актов палат Федерального Собрания и других нормативных правовых актов федеральных органов власти.

Кроме того, до 1 июля 2016 года должны быть модернизированы персональные компьютеры, установленные в пунктах коллективного доступа. Теперь они будут оснащаться цветным монитором с диагональю не менее 48 сантиметров, микрофоном, динамиками, головными телефонами, черно-белым принтером формата печати А4, веб-камерой с разрешением не менее двух мегапикселей, устройством чтения карт памяти и сканером.

Согласно новым требованиям, в пунктах коллективного доступа должна быть обеспечена возможность создания и редактирования текстовых файлов и электронных таблиц, использования информационно-поисковой системы, просмотра графических изображений, архивирования файлов, прослушивания звука. В целом, компьютерное рабочее место в пункте коллективного доступа не будет отличаться от большинства современных рабочих мест в офисе или дома в крупных городах.

Изменения коснутся и способа оплаты универсальных услуг связи. В списке способов оплаты появится возможность создания пользовательского счета у  оператора для безналичной оплаты универсальных услуг связи. Для большинства граждан этот способ намного удобнее покупки специальных карт оплаты, которые зачастую бывают недоступны.

Оператор универсального обслуживания также должен до 1 июля 2016 года разместить с учетом доступности для инвалидов надписи и другую текстовую и графическую информацию в легкочитаемой форме, в том числе с применением рельефно-точечного шрифта Брайля. Кроме того, инвалидам в необходимых случаях должна предоставляться помощь персонала.

Указанный комплекс мер позволит гражданам использовать в пунктах коллективного доступа большинство возможностей, предоставляемых современными технологиями связи и доступа к информации.

Постановлением Правительства РФ от 09.12.2014 № 1342 «О порядке оказания услуг телефонной связи» утверждены унифицированные правила оказания услуг телефонной связи. При этом отменены ранее действовавшие «Правила оказания услуг подвижной связи» и «Правила оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи».

Указанный нормативный правовой акт позволит усовершенствовать порядок взаимоотношений абонентов и операторов при оказании услуг как фиксированной, так и подвижной связи в сетях общего пользования. Документ предусматривает возможность дистанционного взаимодействия оператора связи и абонента через личный кабинет или другой инструмент, предоставленный оператором связи. Абонент может изменять тарифный план, состав оказываемых услуг, условия договора, а также совершать иные действия, связанные с оказанием услуг телефонной связи. Также новыми правилами устанавливается обязанность операторов не менее чем за 10 дней уведомлять абонента об изменении тарифов на услуги при использовании фиксированной связи – через средства массовой информации, а при использовании подвижной связи – с помощью коротких текстовых сообщений (SMS).

Министр связи и массовых коммуникаций Российской Федерации 04.12.2014 утвердил Методику оценки качества услуг подвижной радиотелефонной связи. Методика устанавливает требования к проведению оценочных испытаний (драйв-тестов) и обработке их результатов для вычисления значений показателей качества услуг связи стандартов GSM 900/1800, UMTS 900/2100 и LTE на территории Российской Федерации. Кроме того, операторы смогут получать объективную информацию о радиопокрытии на маршруте измерения в ходе проводимых драйв-тестов.

Методика охватывает все три основных сценария использования сети: голосовую связь, SMS и передачу данных. Показателями качества связи для голосовых вызовов определены доля неуспешных попыток установления соединения, процент обрывов звонков, средняя разборчивость речи на соединение и доля голосовых соединений с низкой разборчивостью речи. Для передачи коротких текстовых сообщений (SMS) качество связи характеризуют доля недоставленных сообщений и среднее время их доставки. Качество передачи данных определяется долями неуспешных TCP/IP соединений абонентского устройства с сервером и неуспешных сессий по протоколу HTTP, а также средним значением скорости передачи данных к абоненту и продолжительностью успешной сессии. Единым показателем качества для всех услуг связи определено распределение уровня покрытия сети связи.

Измерения по указанной методике будет проводить Радиочастотная служба под контролем Роскомнадзора и с участием операторов связи. Драйв-тесты должны проводиться в рабочие дни с 8 до 22 часов по местному времени, интервал времени измерений - не менее восьми часов в день. Особые требования предъявляются к маршруту движения измерительных комплексов. Результаты всех измерений будут направляться в Минкомсвязь России. Кроме того, для опубликования результатов измерений в сети «Интернет» Роскомнадзор запустил сайт «качествосвязи.рф». Сайт работает в тестовом режиме.

Единая методика позволит участникам отрасли (операторам связи, абонентам, аналитическим агентствам, надзорным органам, администрациям субъектов Российской Федерации и др.) получать объективную информацию для оценки качества услуг подвижной радиотелефонной связи и выбора поставщика услуг.

В истекшем году внесен ряд изменений в законодательство, направленных на создание благоприятных условий для осуществления деятельности и развития конкуренции на рынке услуг общедоступной электросвязи.

Постановлением Правительства РФ от 27.11.2014 № 1252 внесены изменения в Правила регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, которые создали возможности для операторов совместно использовать инфраструктуру связи вплоть до совместной работы на одной базовой станции. О том, насколько ожидаемыми были эти изменения, свидетельствует тот факт, что сразу же после принятия указанного постановления был заключен первый в России договор по модели RAN Sharing (совместное использование инфраструктуры сетей связи операторами связи). ОАО «Вымпелком» и ОАО «Мобильные ТелеСистемы» заключили соглашение о планировании, строительстве и эксплуатации сетей LTE сроком на семь лет. Операторы будут предоставлять друг другу базовые станции, площадки, их инфраструктуру и ресурс транспортной сети в 36 регионах. В 2014 - 2016 годах «МТС» построит сети четвертого поколения в 19 регионах, а «Вымпелком» - в 17. Сведения о регионах, на территории которых будет реализовано данное соглашение, операторы не раскрыли. Анализ комментариев данного соглашения в средствах массовой информации позволяет заключить, что Владимирская область в число указанных регионов не вошла.

Модель RAN Sharing позволит операторам снижать стоимость развертывания и эксплуатации сетей связи LTE, а также иметь возможность как можно дальше уходить вглубь регионов, способствуя решению проблемы «цифрового неравенства».

В целях создания благоприятных условий для осуществления деятельности в сфере связи принято постановление Правительства РФ от 29.11.2014 № 1284 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи». Правила действуют в отношении владельцев инфраструктуры – субъектов естественных монополий, регулирование деятельности которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях».

Владельцы инфраструктуры теперь обязаны раскрывать информацию об условиях и порядке доступа к инфраструктуре, не вправе отказать в предоставлении доступа к ней обратившемуся пользователю при наличии технологической и экономической возможности и должны устанавливать равные для всех заинтересованных пользователей тарифы на доступ к инфраструктуре. Однако для того, чтобы указанные Правила заработали, необходимо принять дополнительные нормативные акты, утверждающие формы раскрытия информации, требования к объектам инфраструктуры и технологические нормы размещения в них элементов сетей электросвязи, порядок формирования тарифов на доступ к инфраструктуре. Это предстоит сделать в 2015 году.

В прошедшем году активно велась работа по разработке нового законодательства в области почтовой связи. Проект федерального закона «О почтовой связи» 12 марта 2014 года принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении. Предполагается, что во втором и третьем чтениях законопроект будет принят на весенней сессии Госдумы в 2015 году. Минкомсвязь России разработало также законопроект «Об особенностях реорганизации «Почты России», предусматривающий акционирование федерального почтового оператора.

В 2014 году продолжалась работа по совершенствованию законодательства, определяющего развитие российского телерадиовещания. Президент России утвердил изменения в Указ от 24.06.2009 № 715 «Об общероссийских обязательных общедоступных телеканалах и радиоканалах». Новая редакция документа закрепляет сохранение аналоговой трансляции основных российских телеканалов до 2018 года включительно. Для обеспечения параллельной трансляции в аналоговом и цифровом форматах Правительство РФ предоставит общероссийским обязательным общедоступным телеканалам и радиоканалам субсидии на цели аналогового эфирного распространения сигнала в населенных пунктах с численностью менее 100 тыс. жителей до 2018 года включительно.

Минкомсвязь России разработало законопроект о распространении телеканалов на территории Российской Федерации. В конце года указанный документ был одобрен комиссией Правительства РФ по законопроектной деятельности. Законопроект вводит понятия обязательных общедоступных общероссийских, региональных и муниципальных телеканалов, устанавливает порядок их выбора и определения оператора связи, осуществляющего эфирную цифровую наземную трансляцию телеканалов, а также вводит новый порядок получения операторами связи сигнала для трансляции. Таким образом предполагается законодательно закрепить нормы, которые легли в основу проектирования и строительства сети цифрового эфирного телевизионного вещания, и урегулировать вопросы организации регионального и муниципального телевещания.

2. Общее состояние отрасли связи региона

По информации Владимирстата в 2014 году объем услуг связи составил 10386,6 млн. рублей, что в фактически действовавших ценах составляет 91,2% от показателя 2013 года.

Динамика роста объемов услуг связи

Показатель

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Объем услуг связи, млн. руб.

7874,2

8664,1

9097,5

9592,0

11022,0

10386,6

В процентах к предыдущему году в фактически действовавших ценах

108,4

109,7

106,2

105,1

114,6

91,2

Доходы от услуг связи за январь – сентябрь 2014 года составили 6209,2 млн. рублей и по сравнению с соответствующим периодом 2013 года увеличились, в сопоставимой оценке, на 0,5%. При этом доходы от услуг связи, оказанных за этот период населению, составили 64% от общего объема доходов от услуг связи.

Структура доходов от услуг связи

Виды услуг связи

Доходы от услуг связи

Доходы от услуг связи, оказанных населению

Общий объем, млн. руб.

К аналогич-ному периоду 2013 г., %

Доля в общем объеме, %

Доля в общем объеме, %

Доля в доходах от услуг связи, оказанных населению, %

Междугородная и международная телефонная связь

318,2

93,0

5,1

45,9

3,7

Местная телефонная связь

755,9

91,7

12,2

72,3

13,8

Документальная электросвязь

1015,2

163,6

16,3

70,6

18,0

Подвижная электросвязь

2500,9

94,3

40,3

86,5

54,5

Радиосвязь, радиовещание,
телевидение, спутниковая связь и проводное вещание, услуги радиочастотных центров

335,5

107,9

5,4

78,2

6,6

Услуги по присоединению и пропуску трафика

595,3

91,9

9,6

-

-

Почтовая

688,2

89,8

11,1

19,8

3,4

Всего

6209,2

100,5

100,0

64,0

100,0

В 2014 году населению области оказано услуг связи на 10381,2 млн. рублей, что на 4,8% больше, чем в 2013 году.

Динамика изменения объема услуг связи, оказанных населению

Показатель

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Объем услуг связи, оказанных населению,

млн. руб.

6529,0

7235,7

7160,6

8300,5

9680,6

10381,2

Индекс физического объема услуг связи населению (в сопоставимых ценах), в процентах к предыдущему году

105,4

111,5

100,1

115,6

120,7

104,8

В прошедшем году впервые за последние несколько лет интегральный индекс тарифов на услуги связи вырос. В декабре 2014 года он составил 103,2% по отношению к декабрю 2013 года.

Динамика изменения индекса тарифов на услуги связи

Показатель

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Индекс тарифов на услуги связи, %

99,1

99,8

98,9

98,2

99,6

103,2

В 2014 году по сравнению с прошлым годом не изменились тарифы на местную и междугородную телефонную связь. Как и в предыдущие годы выросли тарифы на услуги общедоступной почтовой связи и телеграфной связи. Второй год подряд росла абонентская плата за доступ к сети «Интернет». Впервые за последние несколько лет увеличилась плата за местное соединение подвижной радиотелефонной связи.

Изменение индексов тарифов по основным видам услуг связи

Наименование услуг связи

Индексы тарифов, %

декабрь 2013/ декабрь 2012

декабрь 2014/ декабрь 2013

МЕСТНАЯ ТЕЛЕФОННАЯ СВЯЗЬ

106,2

100,0

Абонентская плата за неограниченный объем местных телефонных соединений

105,7

100,0

Тариф на предоставление абоненту в постоянное пользование абонентской линии

107,1

100,0

Тариф за одну минуту местного телефонного соединения при повременной системе оплаты

105,6

100,0

Абонентская плата при комбинированной системе оплаты услуг местной телефонной связи

106,8

100,0

МЕЖДУГОРОДНАЯ ТЕЛЕФОННАЯ СВЯЗЬ

(предоставление междугородных телефонных соединений)

100,0

100,0

ТЕЛЕГРАФНАЯ СВЯЗЬ

(отправка телеграммы обыкновенной внутренней)

106,6

105,5

ПОДВИЖНАЯ РАДИОТЕЛЕФОННАЯ СВЯЗЬ

93,4

105,4

Предоставление местного соединения

87,0

104,8

Плата за исходящее SMS-сообщение

101,1

107,7

УСЛУГИ ПО ПОДКЛЮЧЕНИЮ К ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ»

103,6

102,7

Абонентская плата за доступ к сети «Интернет»

103,6

102,0

Абонентская плата за мобильный доступ к сети «Интернет»

-

104,4

ПОЧТОВАЯ СВЯЗЬ (пересылка простого письма)

109,6

105,3

ПРОВОДНОЕ РАДИОВЕЩАНИЕ (абонентская плата за радиотрансляционную точку)

105,3

105,0

При этом необходимо отметить, что на рынке услуг почтовой связи, телеграфной связи, местной и междугородной телефонной связи, голосовой мобильной связи в последние годы наблюдается насыщение. Указанные услуги становятся менее востребованными пользователями и не являются локомотивами роста отрасли.

По информации Управления Роскомнадзора по Владимирской области к концу 2014 года услуги связи на территории региона оказывали 150 операторов связи на основании 385 лицензий.

Динамика изменения количества участников на рынке услуг связи региона

Показатель

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Количество операторов, оказывающих услуги связи на территории области

152

170

171

167

175

150

Количество лицензий, по которым оказываются услуги связи на территории области

297

326

323

352

376

385

Приведенные данные подтверждают сложившуюся в отрасли связи тенденцию конвергенции телекоммуникационных сетей и формирования универсальных операторов связи. Кроме того, ведущие игроки на рынке услуг связи поглощают небольших региональных операторов.

Продолжался процесс слияния операторов связи с целью получения синергетического эффекта. В результате объединения мобильных активов ОАО «Ростелеком» и «Теле2 Россия» создан четвертый федеральный оператор мобильной связи ООО «T2 РТК Холдинг», сохранивший торговую марку «Теле2». Используя принцип технологической нейтральности указанный оператор получил возможность строить сети LTE в диапазоне частот 1800 МГц, которые прежде использовались в его сетях стандарта GSM. В 2015 году оператор планирует запустить более 20 сетей LTE в крупных городах, где будет появляться реальный спрос на эту услугу. Это объясняется тем, что проникновение LTE-гаджетов в сотовых сетях России не превышает 5%. В каких городах будут строиться сети LTE оператор не раскрывает.

Статистические данные, характеризующие общее состояние отрасли связи, свидетельствуют о том, что в 2014 году на рынке услуг связи региона произошел спад. Это падение обусловлено, в основном, снижением объема услуг связи, оказанных юридическим лицам. Доходы операторов росли только в сегменте широкополосного доступа. В структуре потребления услуг связи по-прежнему преобладали услуги подвижной электросвязи. При этом наибольшими темпами росла доля документальной электросвязи.

К причинам падения отрасли связи можно отнести и повышение тарифов на наиболее популярные услуги связи, и снижение инвестиционной активности операторов во втором полугодии 2014 года из-за сложившейся экономической ситуации, породившей проблемы в обслуживании долгов компаний и получении новых дешевых кредитов, и вытеснение с рынка услуг связи малого и среднего бизнеса.

В то же время принятые в течение истекшего года прогрессивные изменения в законодательство о связи не успели оказать существенного положительного влияния на состояние отрасли.

3. Электросвязь

3.1. Фиксированная электросвязь

С использованием средств фиксированной электросвязи операторы оказывают услуги телефонной связи, телеграфной связи, передачи данных, телематические услуги связи, а также услуги кабельного вещания и проводного радиовещания.

К концу 2014 года услуги местной телефонной связи на территории области оказывали 32 оператора связи. Общая монтированная емкость местных сетей фиксированной телефонной связи составила 447 тысяч номеров (в 2013 году – 446 тысяч номеров). Рынок услуг фиксированной телефонной связи находится в состоянии насыщения и растет, в основном, за счет телефонизации новостроек в городах. Вкладывать средства в развитие проводных телефонных сетей в сельской местности операторам связи не выгодно.

Существенное положение в сегменте фиксированной телефонной связи на территории региона в 2014 году сохранил Филиал во Владимирской и Ивановской областях ОАО «Ростелеком». Общая монтированная емкость сетей местной телефонной связи оператора к концу года составила 383,5 тысяч номеров (в 2013 году – 382,3 тысяч номеров). Уровень цифровизации сетей местной телефонной связи ОАО «Ростелеком» в регионе к концу года составил 74,3% (в 2013 году – 71,9%). При этом в прошедшем году значительно сократился цифровой разрыв между городской и сельской местностью. Доля цифровых номеров в общей монтированной абонентской емкости в городской местности составила 77,6%, в сельской – 43,8% (в 2013 году соответственно 77,6% и 7,7%).

Услуги внутризоновой телефонной связи на территории Владимирской области в 2014 году оказывали 2 оператора, междугородной и международной телефонной связи – 11 операторов. Существенных изменений на этом рынке не произошло. Доминирующее положение в указанном сегменте услуг связи занимало ОАО «Ростелеком».

Количество имеющихся на территории Владимирской области таксофонов за прошедший год не изменилось и составило 2345, из которых 2318 таксофонов установлены в рамках оказания универсальных услуг связи.

Услуги телеграфной связи в регионе оказывал один оператор связи – ОАО «Ростелеком». На территории региона имелось всего лишь 25 пунктов оказания услуг телеграфной связи.

Приведенные данные свидетельствуют о том, что на рынке фиксированной телефонной связи и телеграфной связи наблюдается стагнация. Эти услуги постепенно замещаются мобильной и документальной электросвязью.

Услуги связи по передаче данных и телематические услуги связи в истекшем году продолжали оставаться драйвером развития отрасли. Всего к концу 2014 года услуги широкополосного доступа к сети «Интернет» во Владимирской области предоставляли 62 оператора связи (в 2013 году - 61 оператор связи).

По информации Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, опубликованной в форме открытых данных, число абонентов фиксированного широкополосного доступа во Владимирской области к концу 2014 года увеличилось на 23,1% и составило 15,24 на 100 человек населения. Аналогичный общероссийский показатель за истекший год вырос на 14,5% и был равен 16,53. В рейтинге регионов Центрального федерального округа Владимирская область по этому показателю переместилась в верхнюю половину. При этом более высокие показатели имели Ярославская (18,47), Тульская (18,42), Костромская (17,98), Воронежская (17,45) и Калужская (17,32) области, а наихудшие – Московская (8,72), Белгородская (11,35) и Ивановская (11,44) области.

В 2014 году существенное положение на рынке услуг фиксированного широкополосного доступа в регионе сохранял Филиал во Владимирской и Ивановской областях ОАО «Ростелеком». Телематические услуги связи предоставлялись с использованием технологий xDSL, FTTx и WiMAX.

В средине 2014 года «Ростелеком» начал публичное тестирование информационно-поисковой системы «Спутник», предназначенной для поиска информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Веб-сайт системы расположен по адресу http://www.sputnik.ru. За работу системы отвечает «дочка» ОАО «Ростелекома» - ООО «Спутник».

«Спутник» позиционируется как сервисная платформа, в основе которой находится социально-ориентированный поисковик. В верхней части главной страницы «Спутника» расположены блок новостей и поисковая строка, в нижней – пейзажи из разных российских регионов. Бета-версия платформы включает сервисы «Лекарства», «Мой дом», «Телепрограмма», «Погода», «Финансы», «Карты». Одним из основных сервисов платформы является раздел «Удобная Россия», страница которого состоит из набора окон, каждое из которых перенаправляет пользователя на заранее заготовленный поисковый запрос. Запросы относятся к различным жизненным ситуациям, например, «Получить полис ОМС», «Записать ребенка в детский сад», «Оформить пенсию» и др.

В дальнейшем возможна интеграция «Спутника» с единым порталом государственных и муниципальных услуг, оператором которого также является ОАО «Ростелеком».

В ближайшей перспективе новая стратегия ведущего оператора фиксированной электросвязи ОАО «Ростелеком» предусматривает концентрацию на развитии широкополосного доступа, платного телевидения и медийного бизнеса.

Планомерно наращивает свое присутствие на региональном рынке фиксированной электросвязи компания «ТТК-Нижний Новгород» (ЗАО «ТрансТелеКом-НН»). ЗАО «ТрансТелеКом-НН» - региональное предприятие компании ТТК, работающее на территории Нижегородской, Владимирской, Кировской областей, республик Татарстан, Чувашия, Удмуртия и Марий Эл, а также части территории Пермского края, Свердловской области и республики Башкортостан. В 2014 году в регионе компания оказывала услуги связи в гг. Владимире, Коврове и Муроме.

Во Владимире «ТТК-Нижний Новгород» строит сеть доступа с использованием технологии FTTB (Fiber To The Building - оптоволоконный кабель до здания). В 2014 году новые участки сети «ТТК-Нижний Новгород» охватили 17 многоквартирных домов по ул. Нижняя Дуброва, Пугачева, Фатьянова, Чайковского.

Кроме того, компания «ТрансТелеКом-НН» построила во Владимире участок сети широкополосного доступа по технологии GPON (Gigabit-capable Passive Optical Network - гигабитная пассивная оптическая сеть). Технология GPON предусматривает проведение волоконно-оптического кабеля непосредственно в помещение абонента, что позволяет гарантировать постоянную скорость интернет-доступа до 1 Гбит/с. Это первый подобный проект для компании. Участок сети GPON во Владимире охватил 93 многоквартирных дома. Общий технический охват сети широкополосного доступа ТТК во Владимире увеличился на 8,6 тыс. домохозяйств.

По данным компании общая зона технического охвата сети «ТТК-Нижний Новгород» во Владимире достигла более 50 тыс. домохозяйств и превышает 60% от всего многоэтажного жилого фонда города. Сеть широкополосного интернет-доступа ТТК по технологии FTTB в г. Коврове в техническом охвате составила более 50% многоэтажного жилого фонда, в Муроме - 56%.

На территории Владимирской области компания впервые реализовала и другой пилотный проект – фиксированный WiMax. В конце 2013 года компания построила сеть в г. Муроме. Его задачей было тестирование сетевого и абонентского оборудования, биллинговой системы, оценка спроса на новую услугу. В рамках проекта в г. Муроме было подключено около 200 абонентов. В результате реализации проекта компания «ТрансТелеКом-НН» пришла к выводу о целесообразности внедрения технологии фиксированного WiMax в качестве дополнения к проводным оптическим сетям для предоставления услуги широкополосного доступа в районах малоэтажной застройки и частного сектора. Кроме того, ТТК установила, что портативный USB-модем менее востребован, чем стационарное устройство, которое обеспечивает более стабильный сигнал даже на значительном расстоянии от базовой станции.

Дальнейшим развитием указанного проекта стало строительство в 2014 году сети WiMAX в г. Коврове. Ковров стал третьим после Мурома и Глазова городом в регионах присутствия «ТТК-Нижний Новгород», где запущена сеть WiMAX. Беспроводная сеть WiMAX от ТТК охватила 30% малоэтажного жилого фонда г Коврова. Скорость доступа в Интернет – до 3 Мбит/с.

Компания ТТК выиграла конкурсы Роскомнадзора на право получения лицензий на оказание услуг связи в сетях фиксированного беспроводного доступа с использованием радиочастотного спектра в полосах радиочастот 3400-3450 МГц и 3500-3550 МГц в 27 городах России в сентябре 2011 года. Для строительства сетей оператор использовал не очень перспективную технологию WiMax, так как был ограничен лицензионными условиями по срокам запуска сетей, а оборудования LTE для диапазона 3,5 ГГц на рынке еще нет. Поэтому оператор посчитал оптимальным решением строительство сети беспроводного доступа на базе оборудования WiMax с возможностью перехода на технологию LTE (оборудование LTE-ready). В дальнейшем компания не исключает возможности миграции на основе имеющейся инфраструктуры на технологию LTE.

ТТК целенаправленно работает на рынке фиксированного широкополосного доступа в сегменте малых городов. Несмотря на то, что в целом рынок ШПД насыщается и темпы роста абонентской базы падают, в сегменте малых городов динамика подключений не снижается. В результате, по информации компании, абонентская база оператора растет быстрее рынка.

В целях повышения качества и надежности оказания услуг связи компания «ТрансТелеКом-НН» в прошедшем году завершила модернизацию магистральной сети связи на участке Нижний Новгород – Арзамас – Муром. В результате модернизации пропускная способность сети увеличилась в два раза - с 8 Гбит/с до 16 Гбит/с. Увеличение пропускной способности сети поддержит качество услуг ТТК при дальнейшем росте абонентской базы и увеличении объема передаваемого трафика.

В прошедшем году компания МТС (ОАО «Мобильные ТелеСистемы») начала предоставлять жителям г. Владимира новые пакетные продукты на базе фиксированных сетей – «Double Play» («Два в одном») и «Triple Play» («Три в одном»), включающих «Домашний Интернет + Телефон» и «Домашний Интернет + Телевидение + Телефон» соответственно. МТС предоставляет услуги домашнего Интернета со скоростью до 100 Мбит/с и цифрового телевидения с возможностью просмотра до 185 телеканалов, в том числе в HD-качестве. Абоненту предоставляется возможность подключить базовый и дополнительные пакеты телеканалов. По данным компании каждый третий абонент цифрового телевидения от МТС подключил дополнительный пакет каналов, причем наибольшей популярностью пользуются фильмовые, спортивные, детские, познавательные и музыкальные пакеты.

В ноябре 2014 года оператор связи ОАО «Мобильные ТелеСистемы» начал оказывать услуги фиксированной связи в г. Суздаль. Жители почти всех многоквартирных домов г. Суздаль могут воспользоваться услугой «Домашний Интернет» и «Домашнее Цифровое ТВ» от МТС.

Всего к концу 2014 года услуги связи для целей кабельного вещания предоставляли 44 оператора, обеспечивающие функционирование 58 сетей кабельного вещания.

Услуги проводного радиовещания в г. Владимире оказывал филиал ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» «Владимирский областной радиотелевизионный передающий центр», в районах области - Филиал во Владимирской и Ивановской областях ОАО «Ростелеком», на территории ЗАТО г. Радужный – ОАО «Городской узел связи г. Радужный».

В течение 2014 года на 7,8% уменьшилось количество абонентов центральной станции проводного радиовещания в г. Владимире. К концу года число абонентов трехпрограммного проводного радиовещания в областном центре составляло 23,6 тысяч.

Сократилась и сеть проводного радиовещания Филиала во Владимирской и Ивановской областях ОАО «Ростелеком». К концу года количество узлов проводного вещания уменьшилось с 15 до 10, а количество абонентов с 8,4 тыс. до 5,2 тыс.

Макрорегиональный филиал «Центр» ОАО «Ростелеком» с 1 января 2015 года повысил тариф на услуги проводного радиовещания со 137 рублей до 205 рублей. Представители компании объясняют повышение тарифа тем, что абонентская база «Ростелекома» постоянно сокращается, а затраты на содержание сети проводного радиовещания не уменьшаются, поэтому их приходится распределять на меньшее количество пользователей. Кроме того, услуги проводного радиовещания не субсидируются государством.

При этом ветеранам по адресу установки основной абонентской радиотрансляционной точки индивидуального пользования ОАО «Ростелеком» предоставляет скидку в размере 25% при обращении в центры продаж и обслуживания и предъявлении паспорта гражданина и документа, подтверждающего соответствующий статус ветерана.

Следует ожидать, что повышение тарифа ОАО «Ростелеком» на проводное радиовещание приведет к увеличению числа отказов абонентов от радиоточек и постепенной ликвидации инфраструктуры оказания услуг проводного радиовещания в муниципальных районах области.

Т.о. в секторе фиксированной электросвязи на протяжении 2014 года операторы инвестировали, в основном, в увеличение пропускной способности магистральных сетей связи, развитие инфраструктуры широкополосного доступа и формирование пакетов услуг связи. Однако развитие фиксированных сетей осуществлялось только в городах области. Это подтверждает актуальность и своевременность запланированной реформы универсальных услуг связи, в рамках которой предполагается обеспечить продвижение фиксированной электросвязи в сельскую местность.

 

3.2. Универсальные услуги связи

Распоряжением Правительства РФ от 26.03.2014 № 437-р обязанность по оказанию универсальных услуг связи на всей территории Российской Федерации возложена на открытое акционерное общество междугородной и международной электрической связи «Ростелеком» (ОАО «Ростелеком»). Распоряжение вступило в силу с 1 апреля 2014 года.

В мае 2014 года был подписан десятилетний контракт об условиях оказания универсальных услуг связи между Федеральным агентством связи (Россвязь) и ОАО «Ростелеком». Контракт вступил в силу 1 июля 2014 года. Финансирование контракта будет осуществляться из средств фонда универсального обслуживания. Предполагается, что объем инвестиций в универсальные услуги связи за время действия контракта составит около 163 млрд. рублей.

В соответствии с контрактом компания должна обеспечить функционирование всех ранее установленных таксофонов и пунктов коллективного доступа, а также построить волоконно-оптические линии связи и обеспечить до конца 2018 года точками доступа в сеть «Интернет» со скоростью передачи данных не менее 10 Мбит/с населенные пункты с численностью жителей от 250 до 500 человек.

Во Владимирской области установлено 2318 таксофонов универсального обслуживания. По информации Филиала во Владимирской и Ивановской областях ОАО «Ростелеком» востребованность универсальных услуг связи с использованием таксофонов в истекшем году на территории региона продолжала снижаться.

Динамика изменения показателей использования таксофонов универсальных услуг связи на территории региона

Показатель

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Средняя исходящая нагрузка на один таксофон в год, минут

84

57

44

43

41

Доля в исходящей нагрузке обращений граждан в экстренные оперативные службы, %

78

83

91

93

94

Средняя входящая нагрузка на один таксофон в год, минут

24

17

5,4

0

5

Количество реализованных в регионе за год карт оплаты универсальных услуг связи, штук

2762

1519

716

472

357

Так как значительную часть исходящих вызовов с таксофонов универсального обслуживания составили обращения граждан в экстренные оперативные службы, в истекшем году таксофоны продолжали выполнять важную социальную функцию.

Универсальные услуги по передаче данных и предоставлению доступа к  сети «Интернет» с использованием пунктов коллективного доступа на территории Владимирской области до 30 июня 2014 года оказывал оператор универсального обслуживания ЗАО «Вэб Медиа Сервисез». Всего в поселениях региона было установлено 111 пунктов коллективного доступа. В связи с назначением ОАО «Ростелеком» единым оператором универсальных услуг связи с начала второго полугодия и до конца 2014 года данный вид услуг на территории региона не оказывался. «Ростелеком» рассматривает различные варианты оказания на территории региона универсальных услуг по передаче данных и предоставлению доступа к сети «Интернет» с использованием пунктов коллективного доступа, однако окончательного решения не принял.

Необходимо отметить, что в контракте об условиях оказания универсальных услуг связи, заключенном в 2014 году между Федеральным агентством связи и ОАО «Ростелеком», определены темпы строительства новых точек доступа, которые должны подключаться с использованием волоконно-оптических линий связи. Для Владимирской области установлены самые низкие среди регионов ЦФО темпы строительства. Каких-либо обоснований темпов строительства точек доступа, согласованных с Федеральным агентством связи, оператор не называет.

Доля точек доступа, в которых должны оказываться универсальные услуги связи, в регионах ЦФО по годам нарастающим итогом, процентов

Субъект РФ

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

Белгородская обл.

12,0

42,3

70,1

100,0

Брянская обл.

5,9

19,4

42,6

100,0

Владимирская обл.

0,0

0,0

15,8

100,0

Воронежская обл.

5,9

22,1

51,0

100,0

Ивановская обл.

50,0

100,0

100,0

100,0

Калужская обл.

6,7

40,3

88,8

100,0

Костромская обл.

0,0

0,0

53,6

100,0

Курская обл.

3,8

21,6

49,6

100,0

Липецкая обл.

5,4

26,6

56,2

100,0

Московская обл.

5,4

21,7

65,5

100,0

Орловская обл.

6,9

27,5

60,8

100,0

Рязанская обл.

9,0

35,2

66,1

100,0

Смоленская обл.

0,0

8,0

47,3

100,0

Тамбовская обл.

0,0

0,0

45,5

100,0

Тверская обл.

0,0

0,0

46,6

100,0

Тульская обл.

0,0

0,0

46,1

100,0

Ярославская обл.

50,5

100,0

100,0

100,0

 Из приведенных данных следует, что в ближайшей перспективе ожидать существенного влияния реформы универсальных услуг связи на развитие отрасли связи региона не приходится.

 

3.3. Подвижная электросвязь

К концу 2014 года услуги подвижной радиотелефонной связи в сети связи общего пользования на территории области оказывали 8 операторов. По сравнению с 2013 годом количество операторов не изменилось.

На политику операторов мобильной связи в 2014 году оказывали влияние следующие основные факторы:

- насыщение сектора подвижной голосовой связи;

- возможность сменить оператора, воспользовавшись услугой переносимости мобильного номера (Mobile Number Portability, MNP);

- увеличение числа оконечных устройств мобильного доступа к сети передачи данных. Россияне стали заходить в «Интернет» через мобильные устройства чаще, чем через обычные компьютеры. По данным статистического сервиса Liveinternet, в ноябре 2014 года 51% пользователей использовали для выхода в сеть мобильные устройства - телефоны и планшеты.

Под воздействием указанных факторов инвестиции операторов направлялись на улучшение качества связи, повышение пропускной способности сетей, расширение зон покрытия сетями стандартов 3G и 4G (LTE).

В 2014 году ОАО «МегаФон» провел масштабную работу по модернизации сети на территории Владимирской области. По данным оператора, установка новых площадок базовых станций, замена оборудования на более высокопроизводительное на уже существующих объектах, а также расширение зоны покрытия сети LTE в крупных городах региона позволило увеличить пропускную способность сети более чем на 30% по сравнению с прошлым годом.

Модернизация коснулась сетей всех стандартов связи (2G, 3G, 4G). Новые базовые станции 2G и 3G были построены в Александровском, Вязниковском, Петушинском, Судогодском и Суздальском районах области. Для жителей малых населенных пунктов этих районов (с. Костино, п. Першино, д. Брутово, д. Барское-Татарово, с. Ковардицы), а также д. Колпь Гусь-Хрустального района и д. Лучки Юрьев-Польского района мобильная передача данных от «МегаФона» стала единственной возможностью доступа к сети «Интернет».

Замена оборудования на более высокотехнологичное коснулась уже существующих базовых станций в областном центре, а также в гг. Александрове, Вязники, Киржаче, Коврове, Муроме, Петушки и Покрове. Была произведена передислокация базовых станций LTE в места с повышенным спросом на услуги мобильного высокоскоростного доступа к сети «Интернет» четвертого поколения, проведены работы по улучшению качества связи на федеральной трассе M-7.

Еще одним глобальным техническим проектом на территории региона стала замена оборудования транспортной сети на базовых станциях, к которым волоконно-оптические линии связи проложить невозможно. Вновь смонтированное оборудование обеспечило необходимую емкость для услуг, основанных на передаче данных и позволило увеличить скорости доступа в сеть.

Компания «Мобильные ТелеСистемы» (МТС) в 2014 году запустила в коммерческую эксплуатацию сети LTE в гг. Владимире, Гусь-Хрустальном, Коврове и Кольчугино. Жители указанных городов получили возможность воспользоваться услугами высокоскоростной передачи данных со скоростью до 75 Мбит/с с помощью смартфонов, планшетов, модемов или роутеров.

МТС развернула сеть четвертого поколения сразу во всех районах г. Владимира, в том числе в центре и в спальных районах. Воспользоваться высокоскоростным 4G-интернетом можно в таких общественно-значимых местах как железнодорожный и автомобильный вокзалы, исторический центр города, парк «Добросельский», а также на территории ряда крупных торговых центров. Сеть LTE также доступна абонентам МТС на территории образовательных учреждений города – в районе корпусов Владимирского государственного университета, Владимирского юридического института ФСИН России, Владимирского института бизнеса, Владимирского авиамеханического колледжа.

Запуск сети 4G стал следующим этапом развития телеком-инфраструктуры МТС во Владимирской области. В ближайшей перспективе МТС планирует увеличить количество базовых станций сети 4G в регионе, расширив покрытие во Владимире, Гусь-Хрустальном, Коврове и Кольчугино, а также запустить сеть 4G в Александрове.

LTE-сеть в г. Владимире построил еще один оператор - ОАО «Основа Телеком». Однако срок запуска в коммерческую эксплуатацию LTE-сети «Основы Телеком» отложен на неопределенный срок в связи с тем, что ранее выданные частотные присвоения были аннулированы и в настоящее время компания пытается их восстановить в судебном порядке.

Развитию сетей 3G и 4G в 2015 году будут способствовать запуск нового федерального оператора LTE ООО «Т2 РТК холдинг» (Tele2), а также возможность сокращения затрат операторов за счет совместного использования сетевой инфраструктуры и использования диапазонов 1800 МГц и 800 МГц. В то же время с учетом сложившейся экономической ситуации и отсутствием дешевых кредитов возможно снижение темпов строительства операторами сетей связи.

К концу 2014 года в связи с падением курса рубля наметилась тенденция роста стоимости услуг подвижной радиотелефонной связи в роуминге. В связи с тем, что плата иностранным операторам за присоединение и пропуск трафика осуществляется в долларах или евро, колебания курса напрямую влияют на роуминговый тариф. Так ОАО «МегаФон» с 8 декабря 2014 года повысил цены на роуминг в 50 европейских странах, а также в Южной Осетии. Исходящие и входящие звонки подорожали до 29 рублей за минуту (с 9 и 16 рублей соответственно).  ОАО «Вымпелком» с 16 декабря повысил стоимость звонков в международном роуминге для подписчиков тарифной опции «Моя планета»: минута исходящего вызова подорожала на 31%, входящего – на 66%.

В связи с нестабильностью на валютном рынке следует ожидать пересмотра операторами мобильной связи тарифов в роуминге и в 2015 году.

Исходя из мировой практики, следует ожидать, что в целях мобилизации доходов федеральные сотовые операторы будут стремиться переводить абонентов на пакетные тарифные планы, так как это способствует росту трафика.

По оценкам аналитиков в ближайшие годы темпы роста мобильного трафика будут втрое опережать темпы роста фиксированного трафика. Основными драйверами роста мобильной передачи данных являются развитие 3G-сетей, увеличение зон покрытия сетей LTE (4G), а также рост проникновения смартфонов, в том числе с поддержкой сетей четвертого поколения, и внедрение М2М-приложений. Наибольший вклад в рост мобильного трафика в регионе ожидается от увеличения количества устройств с поддержкой LTE и просмотров мобильного видео. М2М существенного влияния на трафик пока не оказывает.

 

3.4. Телерадиовещание

Развитие сферы телерадиовещания осуществлялось в соответствии с федеральной целевой программой «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства РФ от 03.12.2009 № 985. Распоряжением Правительства РФ от 27.09.2011 № 1676-р единственным исполнителем работ в рамках мероприятий указанной программы по развитию сети вещания первого мультиплекса, строительству центров формирования мультиплексов, развитию наземного радиовещания и информационно-разъяснительной кампании определено федеральное государственное унитарное предприятие «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» (ФГУП «РТРС»). К концу 2014 года предприятие начало вещание обязательных общедоступных телерадиоканалов в цифровом формате во всех субъектах Российской Федерации, полностью построило инфраструктуру первого мультиплекса в 25 субъектах РФ. По информации ФГУП «РТРС» вещание первого мультиплекса стало доступно 84% населения страны.

Во Владимирской области к концу года трансляцию первого мультиплекса осуществляли 11 радиотелевизионных станций филиала ФГУП «РТРС» «Владимирский областной радиотелевизионный передающий центр» (далее –Владимирский ОРТПЦ)в населенных пунктах г. Александров, г. Вязники, г. Гороховец, г. Киржач, д. Быково Судогодского района (зона вещания: г. Владимир, Судогодский, Суздальский, Камешковский районы, а также части Гусь-Хрустального, Ковровского, Селивановского и Собинского районов), п. Великодворский и д. Окатово Гусь-Хрустального района, п. Чулково и с. Свято Гороховецкого района, д. Скрипино Меленковского района, д. Гридино Ковровского района. Более 70% населения региона получило возможность приема пакета обязательных общедоступных телерадиоканалов.

В июле 2014 года Владимирский ОРТПЦ начал трансляцию пакета цифровых телеканалов второго мультиплекса в городе Александров.

В соответствии с проектом сеть цифрового эфирного наземного телерадиовещания региона должна состоять из 24-х радиотелевизионных станций. Завершить строительство сети вещания первого мультиплекса и подготовку инфраструктуры для трансляции второго мультиплекса ФГУП «РТРС» планирует в 2015 году.

Для проведения информационно-разъяснительной кампании среди жителей региона во Владимирском ОРТПЦ функционирует Центр консультационной поддержки населения, который находится по адресу: г. Владимир, ул. Музейная, д. 7. Контактные данные центра: тел.(4922) 32-39-10(4922) 32-39-10, e-mail: ckp_vladimir@rtrn.ru .

Параллельно с развитием цифрового телерадиовещания в истекшем году продолжалось эфирное вещание в аналоговом режиме. Услуги связи для целей эфирного вещания во Владимирской области оказывали 55 операторов. Всего в  регионе к концу года функционировали 57 передатчиков телевещания и 99 передатчиков радиовещания.

Сеть аналогового телевещания Владимирского ОРТПЦ к концу года включала 50 передатчиков (2013 - 48 передатчиков) и обеспечивала возможность приема федеральных телеканалов 95,4% населения области (2013 - 84,5%), из них не менее 3-х телеканалов – 81,4% (2013 - 69,1%). В 2014 году Владимирский ОРТПЦ начал трансляцию в аналоговом режиме «Первого канала» и телеканала «Петербург - 5 канал» в г. Киржач.

В прошедшем году произошли изменения на рынке непосредственного спутникового телевизионного вещания. В декабре 2014 года прекратила вещательную деятельность российская спутниковая ТВ-платформа «Радуга ТВ». Причиной стало отсутствие у оператора платформы ООО «ДалГеоКом» лицензии на телевизионное спутниковое вещание с использованием радиочастотного ресурса, которое Роскомнадзор выявил летом 2013 года. Для того, чтобы абоненты «Радуги ТВ» не остались без доступа к услугам, ОАО «Мобильные ТелеСистемы», которое за месяц до этого объявило о начале деятельности в качестве оператора спутникового телевещания, договорилось с оператором о ряде маркетинговых мероприятий, в рамках которых клиентам будет предложено подключение к спутниковому телевещанию на специальных условиях. Соглашение действует до 31 марта 2015 года. Кроме того, абоненты «Радуги ТВ» могут перейти на платформы других действующих операторов непосредственного спутникового телевизионного вещания: ООО «Орион Экспресс» (торговая марка «Телекарта»), ЗАО «Национальная спутниковая компания» (торговая марка «Триколор ТВ») и ОАО «НТВ-Плюс».

 

4. Почтовая связь

Услуги почтовой связи на территории Владимирской области в 2014 году оказывали 9 операторов связи. Основным оператором общедоступной почтовой связи в регионе оставалось Управление федеральной почтовой связи Владимирской области – филиал ФГУП «Почта России» (далее – УФПС). Альтернативные «Почте России» операторы предоставляли в регионе услуги экспресс-доставки и имели офисы только в крупных городах области.

Структура УФПС включала 9 обособленных подразделений: 8 почтамтов и автобазу. В регионе действовало 424 отделения почтовой связи, из них 309 (более 70%) – в сельской местности. В 2014 году в рамках программы модернизации фронт-офисов проведена реконструкция в соответствии с фирменным стилем «Почты России» пяти отделений почтовой связи.

В целях уменьшения затрат УФПС на содержание сети стационарных отделений почтовой связи 29 отделений в сельской местности временно закрыты, в том числе 5 в Александровском районе (Александровский почтамт), 6 в Гороховецком районе (Вязниковский почтамт), 6 в Ковровском районе (Ковровский почтамт), 4 в Кольчугинском районе и 2 в Юрьев-Польском районе (Кольчугинский почтамт), 6 в Муромском районе (Муромский почтамт). Жители в этих населенных пунктах обслуживались 5-ю передвижными отделениями почтовой связи. Передвижные отделения почтовой связи работали по графику: в  каждом обслуживаемом населенном пункте 3 дня в неделю с продолжительностью пребывания от 30 минут до 4,5 часов в зависимости от численности жителей. Общая численность жителей в населенных пунктах региона, обслуживаемых передвижными отделениями почтовой связи, составляла около 10 тысяч человек.

Отделения федеральной почтовой связи оказывали услуги по пересылке и доставке почтовых отправлений, распространению печатных изданий по подписке, финансовые и информационные услуги, а также осуществляли розничную торговлю. Доставка письменной корреспонденции и периодических печатных изданий производились в городе Владимире ежедневно, в районных центрах области – 6 раз в неделю, в сельской местности – от 3 до 5 раз в неделю.

На территории региона действовало 77 почтовых маршрутов, общая протяженность которых составляла более 14,8 тысяч километров. Деятельность УФПС обеспечивали 115 единиц специального автотранспорта.

Показатели деятельности УФПС по пересылке почтовых отправлений

Наименование

2014 год

В % к 2013 году

Количество исходящей письменной корреспонденции, шт.

9 461 554

97

Количество входящей письменной корреспонденции, шт.

17 616 971

99

Количество исходящих посылок, шт.

239 925

121

Количество входящих посылок, шт.

569 460

100

В прошедшем году УФПС ежемесячно доставляло пенсии и пособия более 218 тыс. граждан. Объем оказанных услуг по доставке пенсий и пособий составил 92% от уровня 2013 года (в 2013 году – 85% от уровня 2012 года), приему платежей в пользу третьих лиц – 93% (в 2013 году – 82% от уровня 2012 года), подписке на печатные издания – 74% (в 2013 году – 77% от уровня 2012 года).

Приведенные показатели свидетельствуют о том, что по ряду позиций в 2014 году замедлились темпы снижения объемов услуг, оказанных «Почтой России» населению и организациям.

В конце 2014 года «Почта России» объявила о создании в своей структуре 11 макрорегионов, которые объединят 82 филиала предприятия по территориальному принципу. Центрами макрорегионов определены города Москва, Санкт-Петербург, Тверь, Воронеж, Нижний Новгород, Самара, Ставрополь, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Новосибирск, Хабаровск. Макрорегиональные центры созданы на основе действующих филиалов и будут управлять почтовой связью как в регионе своего присутствия, так и на макрорегиональном уровне. Филиал «Почты России» во Владимирской области войдет в состав макрорегиона с центром в г. Тверь.

В обязанности макрорегиональных центров будет входить развитие бизнеса, внедрение новых форматов и стандартов работы, контроль выполнения производственных и финансовых планов и показателей в закрепленных за ними филиалах. Руководство «Почты России» полагает, что такая структура позволит повысить эффективность, прозрачность и мобильность управления почтовой сетью.

Услуги по транспортировке и доставке секретной корреспонденции, продукции военно-промышленного назначения, опасных грузов, ценных бумаг, драгоценностей и предметов искусства, наркосодержащих и психотропных веществ, а также экспресс-доставки отправлений для юридических лиц на  территории региона оказывало Управление специальной связи по Владимирской области - филиал ФГУП «Главный центр специальной связи». Филиал размещается в г. Владимире и имеет два отделения специальной связи в гг. Коврове и Муроме.

 

5. Выводы

В 2014 году внесены существенные изменения в законодательство, направленные на улучшение условий деятельности по оказанию услуг связи. Однако в прошедшем году они не успели оказать существенного влияния на состояние отрасли связи региона.

В истекшем году нарушилась тенденция устойчивого роста телекоммуникационной отрасли региона. По сравнению с предыдущим годом объем услуг связи уменьшился.

Продолжилась модернизация отрасли за счет развития сетей фиксированного и мобильного широкополосного доступа. Уровень проникновения фиксированного широкополосного доступа во Владимирской области приблизился к общероссийскому показателю.

В структуре потребления услуг связи по-прежнему основную долю составляла подвижная электросвязь. Продолжилось снижение доли всех видов телефонной связи. Увеличилась доля документальной электросвязи.

В 2014 году начата реформа универсальных услуг связи. Однако во Владимирской области строительство волоконно-оптических линий связи в рамках указанной реформы в Центральном федеральном округе запланировано в последнюю очередь.

Основными последствиями произошедшего в 2014 году падения рубля для операторов связи являются рост затрат на оборудование и увеличение стоимости услуг подвижной радиотелефонной связи в роуминге. Так как подавляющую часть телекоммуникационного оборудования производят зарубежные компании, в 2015 году операторам связи предстоит сделать выбор: либо сокращать расходы на закупку оборудования, либо быть готовыми к снижению рентабельности бизнеса, либо увеличивать стоимость услуг. Наиболее вероятно, что операторы выберут компромиссный вариант – в той или иной степени прибегнут ко всем трем мерам.

В 2015 году предстоит завершить реализацию федеральной целевой программы «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009 - 2015 годы». Вместе с тем строительство сети наземного эфирного цифрового телерадиовещания во Владимирской области в истекшем году велось медленно. Ранее намечавшиеся сроки ввода новых объектов в эксплуатацию неоднократно переносились. При этом ФГУП «РТРС» заверило администрацию области в том, что во Владимирской области строительство сети вещания первого мультиплекса в полном объеме будет завершено к концу 2015 года.

Ожидаемая реформа почтовой связи в 2014 году старт не получила, так как не были приняты необходимые законы. Предпринятые руководством ФГУП «Почта России» меры по обеспечению эффективного функционирования почтовой связи и повышению качества услуг региональный филиал практически не затронули. Вместе с тем темпы сокращения объемов оказываемых УФПС услуг снизились, сеть отделений почтовой связи сохранилась. С принятием нового законодательства в 2015 году предполагается переход федерального почтового оператора на новую финансово-экономическую модель.